| RSS
Среда
04.12.2024, 11:18

КИЕВСКИЙ КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ОРХИДЕЙ

Главная ФотоальбомРегистрация Вход
Вас приветствует Киевский клуб любителей орхидей! Приятного времяпровождения!
        
       
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Прогулка по Москве
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:38 | Сообщение # 16
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №26

Дом П.А.Позднякова, XVIII в., 1876 г., арх. М.И. Никифоров.
Здесь в 1810-1817 гг. существовал крепостной театр. Сила Сандунов стал режиссером в поздняковском театре, а жена его Лизавета наставляла крепостных поздняковских актрис (Сила Сандунов, комический актер придворного Екатерининского театра, и впрямь разжалобил Екатерину на одном из представлений, бросившись ей в ноги, умоляя благословить его любовь к актрисе того же театра. Государыня актеров обвенчала, вдобавок подарок царский молодым сделала – бриллианты. На бриллианты те и построены знаменитые Сандуновские бани). Слава о доме по Большой Никитской и его чудаке-хозяине разнеслась по всей Москве. На спектаклях и маскарадах отбою не было от зрителей. Любопытные шли узреть самого Позднякова, переодевавшегося то в перса, то в китайца, ценители же искусства ходили «на Любочанскую» - актрису, превосходно исполнявшую Фаину в «Оборотнях» и роль жены президента в «Водовозе».

Пушкин посещал Юсупова и в его московском доме на Большой Никитской улице (здание надстроено). Дом был куплен Юсуповым у генерал-майора П.А. Позднякова; и у Позднякова и у Юсупова здесь был театр.

Старый князь жил в этом доме зимой. В январе 1831 г. Пушкин навестил Юсупова по просьбе П.А. Вяземского, работавшего в то время над монографией о Фонвизине.
«…Видел я князя Юсупова, - писал Пушкин Вяземскому 10-13 января, - и исполнил твое поручение, допросил его о Фонвизине…».
27 января 1831 г. Пушкин с женой пригласили Юсупова к себе на вечер. Вероятно, это была последняя встреча поэта с Юсуповым: через несколько месяцев князь скончался.

Позже дом переходил к разным владельцам. Позже дом переходил к разным владельцам, по одной из версий здесь какое-то время располагалась часовая мастерская самого Павла Буре, а в начале прошлого века в доме №2 по Леонтьевскому переулку размещался известный магазин «Старинные монеты и вещи». После революции часть дома по Никитской надстроили до пятиэтажного объема и сделали вместе со второй его половиной, что в переулке, многоквартирным.
(http://moskva.kotoroy.net)

Формально весьма противоречивая постройка в стиле модерн, в которой использованы многочисленные элементы как его декоративного, так и рационального направлений, причем дополненных мотивами зарождающейся неоклассики (1905—1906 гг., архит. Б. М. Нилус).

Пластически богатый объем дома, увенчанный сложным «разорванным» карнизом и объединенный горизонтальной тягой на уровне четвертого этажа, привлекает внимание разнообразием своих деталей: здесь и надоконные модерновские панно «Колокольчики», и излюбленные этим стилем женские маски, и пластичные «текучие» формы балконов, сверкающая гладь стен, покрытых керамической плиткой, и выпуклых стекол, вариации рисунка оконных переплетов.

В то же время — венки и гирлянды, симметрия целого — атрибуты грядущего неоклассицизма.

Дом №28

ИТАР ТАСС

Здание ИТАР-ТАСС (1976 г., архитектор В. С. Егерев и другие), выстроенное на месте невзрачного двухэтажного дома, описанного К. Г. Паустовским, который там пережил тревожные дни Октябрьского переворота 1917 г. В «Повести о жизни» описаны события 1917 года когда на Тверском бульваре и площади Никитских ворот шли ожесточенные бои между юнкерами и красногвардейцами.

Здание ТАСС, по замыслу его создателей, должно было быть значительно выше (16 этажей), но всесильный правитель Москвы, в недавние времена глава ее коммунистического комитета Гришин распорядился здание укоротить.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:40 | Сообщение # 17
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №29

Церковь св. Феодора Студита у Никитских ворот, одна из старейших в Москве, находится близ храма Большое Вознесение. Она была построена в 1624 - 1626 году по указу патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича, и известна тем, что в конце XVIII века стала приходским храмом А.В. Суворова.

Ранее, в XV-XVI веках, здесь проходила главная дорога от Кремля к Великому Новгороду. Название "Большая Никитская" было дано ей по старинному Никитскому монастырю, основанному в конце XVI века Никитой Захарьиным-Юрьевым - отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Федоровича. (Монастырь находился на левой стороне улицы на месте дома №7, где теперь возвышается серая громада электроподстанции метро.)

Церковь же появилась здесь значительно раньше. На день памяти преп. Феодора Студита (11 ноября по старому стилю) пришлось знаменитое бегство хана Ахмета от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда, в конце XV века на этом месте построили часовню св. Феодора Студита с иконой Смоленской Божией Матери. А вскоре, в память об избавлении от хана Ахмета на Угре, Иван III основал здесь и женский монастырь.

Возможно, что тогда же и появилась Феодоровская церковь, которая первоначально была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года.

Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел - во имя св. Феодора Студита.

Другая версия гласит, что эту церковь патриарх Филарет устроил из древней часовни. Возможно, что прежняя церковь к тому времени сгорела или была сильно порушена. Доподлинно известно лишь то, что по Смоленской иконе и основанный Иваном III монастырь, и позднее ближайшие ворота Белого города (будущие Никитские) именовались Смоленскими.

В 1619 году у этих ворот встречали из польского плена Феодора Никитовича Романова, патриарха Филарета. Видимо, здесь его встречало духовенство, поскольку свидание отца с царственным сыном произошло раньше, у Пресненских прудов.

По возвращении патриарха Филарета Смоленский монастырь стал мужским и был переименован в Феодоровский - в честь св. патрона патриарха.

Тогда же, в 1624-1626 г.г. Филарет построил здесь одноименную церковь, которая, как и в старину, стала соборным храмом монастыря. Возможно, что она действительно была перестроена из часовни, которая сохранилась до того времени и была посвящена небесному покровителю патриарха Филарета, в честь которого он построил саму церковь.

Она стала его любимым местом успокоения и отдыха. Так, что храм даже считался патриаршим домовым, как и "официальная" Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных с аптекой. Раньше такие блага были доступны лишь знатным особам государства.

Только в 1709 году этот монастырь упразднили, а иноков перевели в Новинский монастырь. И с 1712 года Феодоровская церковь стала обыкновенной приходской, как сейчас.

В конце XVIII века ее прихожанином был А.В. Суворов. В 1775 - 1800 г.г. он жил неподалеку в своем родовом доме (№42) по Б. Никитской.

Известно, что Суворов отличался истовой набожностью. В церкви Феодора Студита он сам читал Апостола и всегда особо поминал родителей, когда уезжал из Москвы. И мать, и вся родня Суворова была похоронена при этой церкви. Молился Суворов и в соседнем храме Большого Вознесения, еще до его известной перестройки. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой местной иконой, ставил свечку, служил молебны на коленях и с трепетом подходил под благословение.

И когда Суворов являлся на прием к государыне Екатерине Великой, он тоже сперва клал три земных поклона перед образом Казанской Богоматери, а потом кланялся в землю императрице, которая не хотела этого и поднимала полководца за руки: "Помилуй, Александр Васильевич, как тебе не стыдно это делать!"

Однако родился Суворов, коренной москвич, не на Никитской улице, а на Арбате, на углу с Серебряным переулком. Теперь почти забыто, что раньше этот переулок назывался Мануковым, по фамилии домовладельца, петербургского судьи Ф. Манукова. Когда его дочь вышла замуж за поручика Преображенского полка В. Суворова, он отдал свой арбатский дом ей в приданое, где и появился на свет величайший русский полководец.

Известен разрыв Суворова и Павла I после смерти Екатерины. Когда началась павловская военная реформа на прусский манер, Суворов говорил: "Русские всегда били пруссаков, так что же тут перенимать?". А когда получил палочки для солдатских кос и буклей, то молвил: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный руссак". И именно это послужило причиной ссоры императора и полководца.

Малоизвестно другое, почти мистическое, последнее их прощание в Петербурге. Когда Суворов умер, Павел верхом приехал к дому (а умер генералиссимус в доме своего родственника, графа Хвостова, на Никольской набережной) и во дворе ждал выноса гроба. А гроб все не проходил по старинной узкой лестнице, и взбалмошный, нервный император ускакал, не дождавшись. Гроб так и не смогли вынести по лестнице - его спустили по веревке с балкона. А Павел встречал похоронную процессию уже на Невском проспекте, по дороге в Александро-Невскую Лавру, которая стала последним пристанищем Суворову.

Там опять произошло нечто странное, вошедшее в легенду. Гроб не проходил и в двери Благовещенской церкви, где должно было состояться отпевание и погребение полководца. И тогда кто-то из воинов, несших гроб, скомандовал: "Вперед, ребята! Суворов везде проходил!" - и с натиском прошли.

На могиле - бронзовая доска со знаменитой эпитафией: "Здесь лежит Суворов". По одной легенде, ее сочинил себе сам Суворов, а по другой - поэт Державин. Будто бы навестил он Суворова перед смертью и тот спросил его -какую же он напишет ему эпитафию? "Слов много не нужно - "тут лежит Суворов", - ответил Державин. "Помилуй Бог, как хорошо!" - с восторгом воскликнул полководец. Возможно, она и стала прототипом для мемориальной надписи на стене московского дома Суворова. Одно время была идея открыть здесь его музей. А в 1950 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти полководца, ближайший Никитский бульвар был переименован в Суворовский.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:41 | Сообщение # 18
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Переходим площадь Никидских ворот, на которую мы еще возвратимся, и идем дальше по Большой Никитской.

Дом №31

Ансамбль доходных домов 1901-1903 гг. построен по проекту архитекторов Н. Д. Струкова и В. П. Цейдлера.

Стоит отметить, что в квартире №9 в январе 1906 года на заседании литературно-лекторской группы при МК РСДРП обсуждались итоги Декабрьского вооруженного восстания в Москве. В заседании принимал участие В. И. Ленин.

Кроме того, в этом доме жил знаменитый пианист, Народный артист СССР А. Б. Гольденвейзер (1875-1961), который в своих письмах к композитору С. И. Танееву неоднократно описывал события революции 1905 года, проходившие под окнами этого дома у Никитских ворот.

Дом имеет особый охранный статус – «объект культурного наследия федерального значения».

Часть окон этого роскошного доходного дома выходит на один из старейших храмов в столице – Церковь Феодора Студита.
Другая часть окон выходит на Храм Вознесения Господня в Сторожах («Большое Вознесение»).

В советское время здесь находился большой магазин «консервы».


Магазин «Консервы», 1947-1948 гг.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:41 | Сообщение # 19
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №36

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение») — православный храм Центрального благочиния Московской епархии.
Главный престол освящён в честь праздника Вознесения Господня; приделы в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери, в честь праздника усекновение главы Иоанна Предтечи, в честь Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», приставной — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
Построена на месте, издавна использовавшемся для православных богослужений. Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», впервые упоминающаяся в летописях XV века (в 1619 г.), сгорела в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с предпольным деревянным укреплением на опасном западном направлении — острогом.
В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего. В XVIII веке участок перешёл в собственность князя Г. А. Потёмкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потёмкина с Екатериной Великой. Во всяком случае, именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более крупной каменной церкви.
Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова. Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело и было завершено в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Эта церковь была приходской церковью невесты – она жила неподалеку. Во время венчания Александр Сергеевич уронил кольцо, случайно задел крест с аналоя, и он упал на землю, погасла свеча, которую Пушкин держал в руке. Поэт был крайне взволнован этими дурными предзнаменованиями. Зловещие приметы. Но все равно эта церковь считается святынею первопрестольной.
Зимний день 1831 года. Среди предстоящих - первый поэт России и первая красавица Москвы. В метрической книге «Большого Вознесения» была сделана запись: «Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского асессора Николая Афанасьевича Гончарова женился 10 класса Александр Сергеевич Пушкин 1ым браком, понял за себя коллежского асессора Николая Афанасьевича Гончарова девицу Наталью Николаевну Гончарову...» Однако, эти приметы не помешали счастливой совместной жизни молодоженов – за шесть лет брака у четы Пушкиных родилось четверо детей. В честь этого памятного венчания уже в наше время на площади Никитских ворот была сооружена белая мраморная беседка с золотым куполом – А. Пушкин и Н. Гончарова стоят, взявшись за руки и повернувшись лицом друг к другу. Фигуры их – Наталья, как и в жизни, ростом выше мужа, – вечером подсвечиваются. Очень романтичное место, которое я покажу чуть позже.

К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым (1787—1836). В 1830 году О. И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании. Иконостасы выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

Хотя официально храм назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более старой церкви, построенной в 1634 году, у которой официальное название было «Церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе» (ныне — Большая Никитская улица, 18).
Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объём (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: иконы Владимирской Божией Матери и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.
Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову.
13 ноября 1917 г. в церкви отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве.
5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение — хиротонию епископа Сергия Никольского — Патриарх Московский и всея России Тихон.
В 1931 году церковь была закрыта. В 1937 году снесена колокольня XVII века. Хотя здание было оставлено как памятник пушкинской эпохи, многое из убранства церкви было утрачено. До 1987 года в помещении церкви размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987—1990 годах прошла реставрация храма, после чего он был передан Московской Патриархии.
Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 года; в 1999 году, на праздник Вознесения Господня, храм был освящен архиерейским чином.
В 2002—2004 годах с западной стороны храма была заново построена колокольня (архитектор-реставратор Олег Игоревич Журин), которая была освящена Патриархом Алексием II 20 мая 2004 года. Строительство колокольни — пример «воссоздания» никогда не существовавшего памятника: проект был разработан О. И. Журиным с использованием проектов архитекторов конца XVIII века и 30-х годов XIX века. В 2007 году в церкви прошло отпевание историка и исследователя русской архитектуры А. И. Комеча.
3 мая 2009 года в храме была обнаружена пропажа икон XIX века: образа Господа Вседержителя и Боголюбского образа Божией Матери.

Перед Храмом разбит небульшой скверик, в котором расположился

"Памятник А.Н.Толстому"

Скульптор Георгий Мотовилов, архитектор Л.М.Поляков; бронза, чёрный лабрадор. Открыт 3 июля 1957 года на улице Большой Никитской, в сквере, расположенном перед главным входом в Храм Большое Вознесение, недалеко от дома, где жил писатель (ныне музей-квартира А.Н.Толстого).



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:42 | Сообщение # 20
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом № 41

Двухэтажный эклектический особняк в глубине двора за оградой с симметрично расположенными въездными воротами, свидетельствующими, что композиция участка относится к периоду классицизма (1802; после 1812; 1876 гг., архит. А. С. Каминский).

Объемно-пространственное решение здания характерно для втор. пол. XIX в. (послепожарная композиция дома с мезонином была перестроена); на плоском фасаде выступает лишь тамбур входа, расположенный в центре (надстроен вторым этажом в 1970-х годах). Мотивы декора характерны для московской барочно-классицизированной эклектики.

Дом №42

Великолепное здание перед храмом Большого Вознесения принадлежало великому полководцу Александру Суворову.

Классицистическое в своей основе двухэтажное здание, расположенное с отступом от красной линии улицы, имеет обработку фасада, относящуюся ко втор. пол. XIX в. Развитый декоративный фриз здания тяготеет к «русскому» стилю 70—80-х годов, так можно определить и наличники второго этажа (1802; 1833; 1873 гг. — переделка фасада, достройка, архит. А. С. Каминский).

Однако стрельчатые рустованные обрамления полуциркульных окон первого этажа с львиными масками над центром скорее напоминают мотивы итальянского Ренессанса.

На фасаде сохранилась уникальная мемориальная мраморная доска, относящаяся к 1913 г., сообщающая, что «здесь жил Суворов».

Однако родился Суворов, коренной москвич, не на Никитской улице, а на Арбате, на углу с Серебряным переулком. Теперь почти забыто, что раньше этот переулок назывался Мануковым, по фамилии домовладельца, петербургского судьи Ф. Манукова. Когда его дочь вышла замуж за поручика Преображенского полка В. Суворова, он отдал свой арбатский дом ей в приданое, где и появился на свет величайший русский полководец.

Суворов любил этот дом, любил свою необыкновенную, непохожую на другие Большую Никитскую, любил свое соседство с возвышающимся над строениями улицы храмом святого Феодора Студита. Хорошо известно, что Суворов был человеком, верующим и преданными Богу. В этой церкви он сам читал Апостола. И мать, и вся родня Суворова была похоронена здесь, при церкви святого Феодора Студита. Молился Суворов и в соседнем храме Большого Вознесения. В летописях сохранились воспоминания очевидцев, как он, поклонившись перед каждой местной иконой, ставил горящую свечу, служил молебны на коленях и просил благословения.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:43 | Сообщение # 21
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №43

Особняк В.А. Балина необычен.
Построен в 1900 г. Крупный эклектический особняк, стилизованный в формах позднего Ренессанса, находится за оградой в глубине двора. Слева от него на улицу выходит жилой флигель при доме, за которым расположены хозяйственные и служебные постройки. Симметрия фасада главного дома подчеркнута высокой сильно выступающей вперед нишей главного входа, верх которой служит открытым балконом второго этажа. В здании частично сохранилась отделка интерьеров.

Сейчас здесь располагается посольство Турции.

Дом №44

Роскошный, но в тоже время, небольшой одноэтажный особняк с полуподвальным помещением и мезонином, построен в 1812-1817 годах. Слева от главного здания пристроен флигель, который соединяется с основным зданием при помощи проездных ворот. Обе постройки, представляющие собой цельную композицию, разные по масштабу. Так, основное здание – нарочито монументально, что подчёркивают массивные полуколонны композитного ордера, окна главного этажа, фронтон здания. Оформление здание относится к 1855 году.


1910-1911 гг.

К этому же году относится и возведение небольшой пристройки слева, разрушившей изначально симметричную композицию. Небольшой двухэтажный флигель, увенчанный фронтоноподобным аттиком, до сегодняшнего сохранил оригинальный фасад 1841 года. Внутренние помещения были незначительно перестроены в 80-х годах XIX века.

Дом №45

Новостройка. Здание выполнено в стиле «Классицизм», с переменной этажностью.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:45 | Сообщение # 22
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом № 46

Усадьба П.И. Бибикова . Построена в 1781 г. Настоящая московская классика.

Галереи дома Бибиковых (XVIII – XIX века) Изящные полукруглые двухэтажные галереи (1834 год), соединявшие главный дом городской усадьбы XVIII – XIX веков с флигелями, формировали границы парадного двора владения. Их нижний каменный этаж был украшен аркадой дорического ордера, верхний, деревянный, сохранял обработку в классическом стиле, с палладианскими окнами над проездами на задний двор. Галереи, в ходе реконструкции памятника архитектуры, снесены в 2002 году и заменяются «новодельными» копиями.

Главный двухэтажный дом с мезонином (1781), находящийся в глубине небольшого парадного двора, посредством скругленных двухэтажных галерей, имеющих проездные ворота на задний двор, соединен с двухэтажными жилыми флигелями (1834), выходящими торцевыми фасадами на красную линию улицы (правый — 1780-е годы; левый — рубеж XVIII—XIX вв.).

Фасад главного дома, второй парадный этаж которого в центре обработан плоскими каннелированными пилястрами ионического ордера (1860— 1870), выделен протяженным чугунным балконом с выразительным рисунком ограждений, подобно черному кружеву украшающим его бело-желтую плоскость.



Торцевые фасады флигелей сохранили свою первоначальную классическую обработку, характеризующуюся умеренностью декора и хорошими пропорциями.

Вид со двора в 1957 году и в сейчас.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:50 | Сообщение # 23
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №47

Наиболее подробно история домовладения прослеживается с 1802 г., когда оно принадлежало князю Борису Александровичу Шаховскому. Владение представляло собой полностью сформированный усадебный комплекс, занимавший большой участок многоугольной формы, доходивший в заднем конце до переулка, называвшегося в то время Мертвым (современный Скатертный пер.). В этих границах, лишь с незначительными изменениями, владение оставалось до советского времени. В 1812 г. весь район сильно пострадал от пожара при взятии города наполеоновскими войсками. Выгорела и усадьба Б.А. Шаховского. К 1817 не имевший средств к восстановлению владелец продал усадьбу надворной советнице Смирновой. С 1830 г. владение принадлежало гвардии прапорщице А.А. Смирновой. В 1849 г. при владелице М.Ф. Розен в усадьбе произошли наиболее существенные изменения. 2 флигеля усадьбы были надстроены вторыми этажами. Фасады всех трех зданий усадьбы были отстроены по единому проекту в импозантных формах ранней эклектики.

Список владельцев:
1802- князь Шаховский Борис Александрович.
1817- надворная советница Смирнова.
1830 – Неронова Александра Абрамовна, гвардии прапорщица.
1835 – Москвина Елизавета Константиновна, из дворян, купеческая жена.
1843 - Ладыженская Варвара Александровна, прапорщица.
1848 – Розен Мария Федоровна, баронесса, жена ротмистра.
1849-1855 - Кроткова Елизавета Николаевна, жена поручика.
1890 - Пушкевич, малолетние владельцы, арендатор – Звегинцев Иван Александрович, гвардии полковник.
1885-1917 – Кузмин Владимир Антонович, надворный советник, врач.
С 1917 года здание отошло к советским властям.
С 2001 – в здании открыт Еврейский Культурный Центр.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:51 | Сообщение # 24
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №48

Гончаровы жили на Б. Никитской (дом 48-50, не сохранился). Издавна здесь, как и на близлежащих улицах, селилось московское дворянство. Дом Гончаровых, построенный в 1812 г., был деревянный, одноэтажный, с антресолями, и выходил на Б. Никитскую тремя окнами. Длинный деревянный забор отделял от улицы двор с жилыми и хозяйственными постройками, тянувшимися вдоль Скарятинского пер. и Малой Никитской.
По плану 1832 г. и рисунку А.М. Васнецова 1880 г. дом Гончаровых представляет из себя длинное унылое строение, скорее напоминавшее деревенский дом, чем городскую усадьбу в одной из дворянских частей Москвы.

Сейчас на этом месте располагается посольство Нигерии.

Дом №50

Посольство Испании занимает элегантное здание, расположенное в центре Москвы - также местонахождение несохранившегося особняка Гончаровых, где родилась и выросла Наталья Гончарова, будущая жена А.С.Пушкина.
Этот дом сыграл большую роль в жизни поэта. Именно здесь, в апреле 1829 года он просил руки Натальи и позднее много раз навещал ее в 1830-1831гг. Из этого дома, больше 170 лет назад, Пушкин отправился в расположенную неподалеку церковь Большого Вознесения, чтобы обвенчаться со своей будущей женой. В своих письмах Пушкин многократно упоминает об этом здании.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:51 | Сообщение # 25
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом № 51

Построен в 1806 г., но в течение всего XIX века дом многократно перестраивался.

Двухэтажный с подвалом эклектический особняк с граненым барочным куполом с правой стороны над входом в здание со стороны улицы. В лепном декоре использованы мотивы рокайля (1806; 1834; 1860 гг. — перестройка, архит. Никитин; 1875 г.).

Забавны женские гермы, фланкирующие три центральных окна второго этажа, обращенные лицами не к улице, в друг к другу.

Владельцем дома был генерал-майор П. А. Поздняков, страстный театрал, у которого здесь давал представления крепостной театр. Режиссером театра Позднякова был знаменитый Сила Сандунов, а его жена Елизавета учила крепостных актрис театральному мастерству.

Во время балов и маскарадов в особой комнатке сидел садовник Позднякова и искусно подражал соловьиному пению. Это о нем писал Грибоедов: «За ширмами, в одной из комнат посекретней, Был спрятан человек и щелкал соловьем, Певец зимой погоды летней».

Генерал Поздняков прослыл большим чудаком: во время спектаклей он любил разгуливать по дому в костюме перса или китайца. Его дворецкий Лунин был шутник под стать барину. Однажды, узнав о готовящемся визите в Москву восточного посла, Поздняков решил устроить в своем доме бал в его честь, но в разгар приготовлений внезапно умер. Когда приглашенный посол приехал в дом, дворецкий от имени Позднякова извинился, что по случаю его смерти бал отменяется.

Посольство Кипра в России.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:52 | Сообщение # 26
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №52

Четырехэтажный жилой дом – детище 1920-х гг. с их приверженностью к строгим геометрическим формам. Здание выстроено вплотную к особняку А. В. Лопатиной.

Дом №53

Центральный Дом литераторов

Центральный Дом литераторов сначала располагался на Поварской улице, которая позднее на время стала улицей Воровского, а потом снова обрела историческое название.

В конце 50-х к дому со стороны двора пристроили новое здание с выходом на параллельную улицу — нынешнюю Большую Никитскую, 53. Так Дом литераторов стал Домом на две улицы. У него появились новые Большой и Малый залы, подвал, где до сих пор работает кафе, бильярд, прекрасный вестибюль и холл, служебные помещения и новое большое кафе, которое со временем стали называть Пестрым залом.

Новость о создании клуба писателей и поэтов, отражающих свои мысли на бумаге самыми изысканными фразами, восприняла с воодушевлением вся творческая интеллигенция столицы. В. Маяковский посвяти его открытию в 1928 году такие красочные строки: «Не знаю — петь, плясать ли, улыбка не сходит с губ. Наконец-то и у писателей будет свой клуб».

Во все времена Дом литераторов принимал в своих стенах лучших писателей и деятелей искусства, даже в военные годы жизнь в Доме литераторов не останавливалась. Дом литераторов сразу стал любимым и самым посещаемым местом писательского сообщества. Здесь была устроена столовая для писателей и членов их семей. В 1934 году именно здесь состоялся первый съезда советских писателей, когда был образован знаменитый Союз писателей СССР.

Сюда приходили самые яркие представители столичной интеллигенции. Здесь читали свои рукописи, спорили, отмечали юбилеи, а иногда и просто забегали выпить чашечку кофе Твардовский, Симонов, Шолохов, Фадеев, Зощенко, Окуджава и другие. В стенах Дома побывали всемирно известный датский физик Нильс Бор, превосходный художник и прогрессивный общественный деятель США Рокуэлл Кент, Жерар Филипп, Марлен Дитрих, Индира Ганди, Джина, Лола Бриджида.

Попасть на встречу в Дом литераторов поколения москвичей почитали за честь, воспринимали как яркое праздничное событие своей жизни.

Сегодня в Доме литераторов устраиваются известные на всю Москву литературные и музыкальные вечера, международные фестивали и концерты, в кинозале организуется показ киносеансов, на которые со всей Москвы и из самых далеких уголков мира съезжаются важные известные гости, ценители интеллектуального творчества и высокого искусства.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:52 | Сообщение # 27
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №54

До 1875 г. на этом месте находился дом матери Долгорукова, княжны Екатерины Алексеевны (урожденной Васильевой) (http://history-portraits.ru/portrait/227). По случаю женитьбы Пушкина и Гончаровой, в этом доме был устроен бал.

Особняк А.В. Лопатиной

Возведён дом в 1875 году, по проекту архитектора А.С. Каминского. Здание двухэтажное с третьим мансардным этажом. Внешнее оформление выполнено в традиционном стиле, но в тоже время уникально по-своему. Довольно часто встречающаяся на самых разнообразных зданиях в Москве полихромная кладка стен в этом особняке органично дополняется полихромной декорацией из керамики – наличниками, филенками, колонками, горизонтальными поясками, изразцами.

Кирпич, использовавшийся при облицовке, изготавливался на заводе А.Гусарева, изразцы – в мастерской С.И. Масленникова. Оформление дома Лопатиной по технике исполнения и по орнаменту похоже на оформление дома Игумнова, в котором ныне размещается посольство Франции. Также схожими элементами обеих домов являются ограда с воротами. Выделяет особняк Лопатиной, среди других домов, стоящих по соседству оригинальная четырёхскатная кровля, на которой установлен декоративный металлический гребень и флюгер.

Дом №55

Дом Ростовых (городская усадьба князей Долгоруких, позднее баронов Боде Колычевых).

Крупный одноэтажный классицистический дом с полуподвалом и широким пятиосевым мезонином — уличный фасад обширного усадебного комплекса, обращенного парадным двором к Поварской ул.

В объемно-пространственном отношении мезонин над центральной частью постройки, завершенный треугольным фронтоном и композиционно объединенный с первым парадным этажом посредством шести полуколонн коринфского ордера (отличающихся изысканностью лепнины), является основным акцентом фасада.

По сторонам центральную часть фланкируют небольшие фасадные выступы с трехчастными окнами, характерными для классицизма конца XVIII в.

Слева к зданию пристроен небольшой одноэтажный объем с апсидой с восточной стороны, служивший домовой церковью. Построенная в 1859 г., она была выполнена в «русском» стиле. В тот же период, по-видимому, были произведены переделки некоторых интерьеров в стиле барокко.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:53 | Сообщение # 28
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №56

Дом Якова Андреевича Рекка, учредителя Московского торгово-строительного акционерного общества, одной из ведущей строительных компаний того времени, расположен в центре столицы. Автор проекта дома, возведённого в 1902-1903 годах – зодчий Г.А. Гельрих.

Особняк в стилистике декоративного модерна отличается изобретательностью в прорисовке растительного декора, изображающего букеты цветов, листья, ленты, ниспадающие драпировки. Особенно насыщены декором верхняя часть левого эркера над главным входом в здание и верх правого фасадного выступа. В центрах этих лепных, самостоятельных в композиционном отношении панно помещены маски в обрамлении цветов и стеблей растений: мужская — слева, женская — справа.

В объемно-пространственном отношении постройка не очень выразительна. Главным ее акцентом является чешуйчатый куполок над левым эркером. Интересна по рисунку металлическая ограда небольшого садика справа от дома, также исполненная в графической стилистике модерна.

Дом №58 стр.1

1917 г.

Дом (XIX век) Жертва реконструкции 2004-2005 годов. Был построен в XIX веке и относился к образцам исторического Замоскворечья. В свое время здесь жил литературовед И.Н. Розанов, его библиотека перешла к музею А.С. Пушкина и составила основу его книжного собрания. Кроме И.Н. Розанова, из известных жильцов дома можно вспомнить И.Я. Стеллецкого, историка, исследовавшего московские подземные постройки. После проведения «восстановительных» работ, дом оказался встроенным в новый элитный жилой комплекс, а от первоначальной конструкции памятника остался лишь фасад, да и тот сохранился не полностью.

Дом №60

Ресторан "Остерия Монтироли" расположен в доме В.Т.Ушакова (М.А.Шапошниковой), который построен в 1820-е годы. Одноэтажный домик с мезонином типичен для застройки послепожарной Москвы. Обрамления окон переделаны во второй половине XIX века.

Дом №62



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:54 | Сообщение # 29
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Возвращаемся к Площади Никитских ворот

Через центр современной площади Никитские Ворота по направлению Большой Никитской улицы в XV—XVI вв. проходила Волоцкая, или Новгородская дорога (впервые упоминается в 1486 г.), которая вела к Волоку Ламскому и далее к Новгороду. После основания Никитского монастыря с конца XVI в. дорога стала называться Никитской.

Дорогу пересекал ручей Черторый, вытекавший из Козьего болота (ныне Малая Бронная улица) в сторону Пречистенки. По правой стороне дороги в черте Белого города в XVI в. возникла Новгородская слобода, где селились выходцы из Новогорода и Устюга.

Название «Никитские ворота» появилось в конце XVI в. Название площади, а также примыкающего бульвара и улиц, происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города. В свою очередь, Никитские ворота получили название от Никитского монастыря, основанного в 1582 году Никитой Захарьиным — отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:55 | Сообщение # 30
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Памятник Тимирязеву

Усадьба знаменитой княжеской фамилии Гагариных не сохранилась. На ее месте сейчас стоит памятник К.А. Тимирязеву (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов). Монумент установлен 4 ноября 1923 года на Тверском бульваре.

Левая сторона: ближний край 3-этажного дома - это доходный дом князя Гагарина, находился в торце Тверского бульвара напротив здания лечебницы-аптеки. Вот как оно выглядело от угла кинотеатра ЮНИОН.

Тимирязев стоит лицом к площади. Скульптура изображает выдающегося ученого в мантии доктора Кембриджского университета и надписью «К.А. Тимирязеву. Борцу и мыслителю». На памятнике видны выбоины от осколков немецкой бомбы (в октябре 1941 года скульптура была опрокинута взрывной волной от фашистской бомбы. Через несколько часов ее установили на прежнем месте), что напоминает людям о трагических событиях Великой Отечественной войны.

Тимирязев К. А. родился в 1843 году в Петербурге. Первоначально был самоучкой, а в 1861 году поступил на камеральный факультет Петербургского университета, но перевёлся на физико-математический, который окончил в 1866 году с кандидатской степенью. За труд «О печеночных мхах» получил золотую медаль. Впервые научное сочинение Тимирязева «Прибор для исследования разложения углекислоты» напечатали в 1860 году, за что его отправили за границу получать следующую ученую степень. Русский естествоиспытатель работал с Гофмейстером, Бунзеном, Кирхгофом, Бертло, слушал лекции Гельмгольца, Буссенго, Клода Бернара и других учёных.

В 1871 году Тимирязев защитил диссертацию на степень магистра — «Спектральный анализ хлорофилла». Работал в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, читал лекции по ботанике. В 1875 году получил степень доктора по ботаники за исследования «Об усвоении света растением». В 1877 преподавал в Московском университете на кафедре анатомии и физиологии растений, назначен председателем ботанического отделения Общества любителей естествознания. В 1911 году покинул университет, приветствовал Октябрьскую революции и в 1920 году отправил В.И. Ленину свою книгу «Наука и демократия».

Научные труды Тимирязева посвящены изучению состава, свойств хлорофилла, условиям разложения углекислоты. В начале 70-х годов в Петровской академии, он первый устроил теплицу для проведения опытов с культурными растениями в искусственных почвах. Получил звание члена-корреспондента Академии наук, почётного члена Санкт-Петербургского университета, Вольного экономического общества и других учреждений.

Среди русского общества Тимирязев стал известен как основоположник научной школы физиологов растений и популяризатор естествознания. Ему принадлежит исследование о газовом обмене в корневых желвачках бобовых растений. Тимирязев писал много научных статей, которые выходили в сборниках по земледелию, современному естествознанию. Труды Тимирязева до сих пор лежат в основе ботаники.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024