| RSS
Среда
04.12.2024, 11:17

КИЕВСКИЙ КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ОРХИДЕЙ

Главная ФотоальбомРегистрация Вход
Вас приветствует Киевский клуб любителей орхидей! Приятного времяпровождения!
        
       
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 10
  • 11
  • »
Прогулка по Москве
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:14 | Сообщение # 1
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
БЕЛЫЙ ГОРОД. Фальковский Н. И.

В течение XIV столетия посады Москвы значительно разрослись, однако оставались без всякой фортификационной защиты. Каменные стены Кремля Дмитрия Донского пострадали от татарских нашествий и пожаров. Поэтому в 1394 г. начали копать ров (и, конечно, делать земляной вал) с Кучкова поля на Москву. В инженерном отношении замысел был весьма целесообразен. Земляные укрепления захватывали открытую местность с наиболее высокими отметками между реками Неглинной и Москвой и одновременно защищали особо застроенные пригороды. Вероятно, устройство рва от Кучкова поля до заболоченной Неглинной намечалось во вторую очередь. Стали срочно сносить жилье, причинили людям много убытка, потому что копали поперек дворов и разметали много хором, но выполнить работы не успели («а ничего не доспеша»). Это объясняется прежде всего поздним началом работ (в конце лета). Однако все же земляной «город» здесь был впоследствии устроен, судя по тому, что ряд церквей, расположенных вокруг «Большого посада», назывался «что на рву».

Эти земляные укрепления не раз, конечно, в опасные моменты истории Москвы исправлялись и восстанавливались.

В XVI в., когда город разросся еще более, земляной ров и вал устраивались в начале царствования Ивана IV Васильевича. К концу его царствования Россия достигла высокой степени могущества. Земляные укрепления не обеспечивали нужд обороны всей Москвы при высоком развитии артиллерии и воинского дела, кроме того были, конечно, ветхи. И при царе Федоре Ивановиче в 1586 г. вокруг Большого посада был заложен Белый город. «Повеле на Москве делати град каменный около большого посаду подле земляные осопи и делали его семь лет и нарекоша имя ему Царев град». Работу начали от Тверских ворот. Строителем был выдающийся русский мастер Конон Федоров, а по другим источникам он называется Федор Савельевич Конь.

Стены были сложены из белого плитняка и проходили вблизи земляного вала. Современники, как русские, так и иностранцы, восхищались городом.

Очевидец, называя этот посад Иван-городом, говорит, что он окружён валом и выбеленною стеной и потому именуется Белым городом. Он весь плотно застроен, и только при воротах, ведущих к Кремлю и Китай-городу, есть небольшие незастроенные пространства. Однако дома находятся на значительном расстоянии от стен и палисадов, поэтому здесь много места для защиты от неприятеля.

В сооружении Белого города существенную роль играл Борис Годунов. По этому поводу следует вспомнить восхваление патриархом Иовом Годунова в житии царя Федора Ивановича: "Сей изрядный правитель Борис Федорович... град Москву, яко некую невесту, преизрядною лепотою украси... и стены градные окрест всея Москвы превеликия каменные созда, и величества ради и красоты переименова его Царь-град".

О Москве этого времени Д. Флетчер пишет следующее: "Вид города имеет очертание кругловатое, с тремя большими стенами, окружающими одна другую, между коими проведены улицы. Москва немного более Лондона".

Современник говорит, что Царь-город обнесен весьма высокою и толстою стеной. Тут два огромных завода (в одном льют пушки и колокола, а в другом делают порох). О Китай-городе, кстати, он упоминает, что тот отделяется высокой красной стеной.

Стена нигде не размыкается. При входе и выходе реки Неглинной устроены решетки. Длина прясел стен между башнями была различна.

Имеющаяся опись Белого города 1646 года неполна и относится к протяжению стен от Водовзводной башни через Никитские, Тверские ворота до реки Неглинной. Кроме того, приводимые в описи длины не соответствуют таким же по Описной книге 1701 г. (вторые больше в 9 случаях в 1,16 раза, а в 5 случаях — от 1,10 до 1,35 раза).

Наименования городских башен и ворот в течение времени вообще не раз менялись. То же было и с Белым городом.

Укрепления Белого города сыграли значительную роль во время уличных боев с поляками в 1611 г. За белогородскую башню (первую от Китай-города) москвичи сражались крайне ожесточенно.

Однако время шло. В XVIII в. укрепления Белого города обветшали, потеряли свое военное значение и стесняли хозяйственную жизнь древней столицы.

7 июля 1775 г. был утвержден план Москвы, по которому предполагалось уничтожить стены Белого города и по всему их направлению устроить бульвары с посадкой деревьев и проезды. Начало было положено генерал-губернатором 3. Г. Чернышёвым. Он срыл земляной вал между Никитскими и Петровскими воротами, засыпал ров, сломал стены и башни на протяжении 1 в. 140 саж. Земля была использована для планировки низменной и сырой местности между Тверскими и Никитскими воротами (произведены насаждения березок, но они скоро засохли и пропали). Часть земли пошла на засыпку низких мест в городе и прудов на Неглинной.

Уничтожение последних остатков Белого города было произведено в 1792 г., когда сломали башню у Арбатских ворот. Так навсегда исчез с лица земли этот замечательный памятник фортификации, строительной техники и героической славы доблестных москвитян. В течение двух столетий его каменные твердыни, более сильные мужеством русского народа, чем даже прочностью и высотой своих стен и башен, верно служили делу обороны Москвы. Будучи разобранным, Белый город сослужил еще немалую службу родному городу, так как из его камня был выполнен ряд сооружений: водопровод, мосты, здания. До сих пор сохранились наименования некогда существовавших его ворот.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:21 | Сообщение # 2
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Начала я свои прогулки с любимого, так называемого, "Московского лабиринта", который находится на месте Белого города и состоит из паутины небольших улиц, переулков, тупиков. Эти прогулки я затеяла еще в марте, так что не удивляйтесь, что снег лежит. Когда листва распустится, то не будет видно домов, а мне надо было их запечатлить.

Никто со мной гулять по Московскому лабиринту не пошел, поэтому этой прогулкой я наслаждалась одна (пару раз хотели забрать в милицию, заставляли вычищать фотки с фотоаппарата, так как каждый второй дом, кроме того, что памятник архитектуры, так еще и посольство какой-либо страны). В перерывах между прогулками штурмовала инет и выискивала всяческую инфу.

Волшебные дома есть в Городе моем.
В них чудеса живут. Но их не видно днем.
И если в полночь Вы
По улицам Москвы,
Не торопясь, пройдете, забывши о мигрени,
То оживут для Вас
В волшебный этот час
Забытой красоты таинственные тени…

Маргарита Федина

Прогулку начала с Большой Никитской улицы, так как эта часть города – Клондайк старинных усадеб, особняков и других памятников архитектуры.

Большая Никитская, действительно большая — тянется от Кремля до Садового кольца. Это самая длинная улица центра Москвы.

Древнейшая часть улицы (от современной Манежной площади до площади Никитских ворот) сформировалась на рубеже XV—XVI веков по трассе древней Волоцкой (Новгородской) дороги. Первоначально большая часть земельных владений, примыкавших к улице по правой стороне, принадлежала Новгородской чёрной сотне — одному из посадских объединений тяглых жителей Москвы, составлявших приходы самых древних местных церквей: Вознесение Господне «Малое» и Николая Чудотворца в Хлынове. На левой стороне улицы, не доходя церкви великомученика Никиты, в 1536 году располагался Ямской двор — первый центральный орган управления столицей, учреждённый ещё при Иване III.

В 1565 году, в связи с учреждением особого удела царя Ивана Грозного, левая сторона улицы вошла в состав опричнины, правая — земщины. На опричной стороне улицы была устроена Кисловская слобода (в районе современных Кисловских переулков), жители которой заготавливали на обиход царского Опричного двора различные соленья. За Кисловской слободой лежала обширная Поварская слобода, основанная предположительно ещё на рубеже XV—XVI вв., в которой проживали царские повара, хлебники, калашники, блинники и т. д.

С конца XVI в. улица постепенно начинает застраиваться дворами знати. В 1565 — 1575 гг. на месте, где сейчас находится электроподстанция метро, стояла церковь Никиты. В 1582 году дед первого Романова - боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев - основал у ее истока женский монастырь, вобравший в себя бывший боярский двор, в честь своего тезки святого мученика Никиты, по которому улица и стала называться. Позднее, с появлением Малой Никитской улицы, она стала называться Большой Никитской. За время своего существования имела несколько названий. Нижняя часть улицы, от Охотного Ряда до Никитских ворот, обозначалась просто Никитской. Верхняя часть, до того как за ней закрепилось название Большой Никитской, называлась Царицынской — по двору царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, находившемуся в Столовом переулке, а также Вознесенской — по церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.


Большая Никитская, 1903 г.


Большая Никитская, 1914 г.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:22 | Сообщение # 3
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №1

В 1737-м в доме № 1 открылась Главная аптека, в конце века дом перешел во владение Пашковых, те продали его Университету, а Университет в 1837-м превратил пашковский флигель в Домовый храм мученицы Татианы. Когда в 1990-х экспроприированную большевиками церковь вновь освятили, все говорили, что, слава Богу, закончилась пора безвременья.

Между тем открывшийся в советские годы в доме № 1 Театр МГУ, а в нем – основанная в 1958-м Марком Розовским и Александром Аскольдовым (снявшим великий фильм «Комиссар») знаменитая студия «Наш дом», из которой вышли Алла Демидова, Семен Фарада, Александр Филиппенко, лишь продолжили традицию этого здания. Потому что первый Казенный театр по этому адресу открылся еще в 1808 году.

Домовый храм мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова

«Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно, со стороны религии: возблагодарим ее снисхождению. Благоразумно, со стороны науки: похвалим ее благоразумие».

Эти слова были произнесены святителем Филаретом (Дроздовым) в проповеди на освящении храма святой мученицы Татианы при Московском Императорском Университете в 1837 году. Этими словами было определено существеннейшее предназначение Университетской домовой церкви: в симфонии с живыми силами подлинной науки способствовать утверждению благодатного союза истинной веры и незамутненного знания. Здание-усадьба Пашковых № 1 по улице Большая Никитская было куплено Николаем I еще в 1832 году специально для Университета. Архитектор Е. Д. Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» Университета), левый флигель — в библиотеку, а театральный (правый) флигель — в Университетскую церковь.

Митрополит Платон освятил церковь для университета именно во имя св. мученицы Татианы не случайно. Святая мученица Татиана с давних времен является покровительницей всех студентов, поскольку именно в день её памяти в 1555 году был открыт Московский государственный университет. Спрашивая священнослужителей, какое отношение имеет святая Татьяна к студентам, — они отвечают: «Святая Татиана была покровительницей студенчества». — «Почему?» — «Так Бог дал!»

Имя Татиана — греческое и в переводе на русский означает — учредительница, устроительница. Жила святая Татьяна в конце II — начале III века в Риме, была дочерью знатных и богатых родителей. Отец ее тайно исповедовал христианство и дал дочери христианское воспитание. Она стала диакониссой. В годы преследования христиан при императоре Александре Севере была подвергнута страшным истязаниям, но не отказалась от христианской веры и погибла.

Разные времена повидала и пережила Татианинская церковь. Был в ее истории и 1918 год, когда Декретом СНК РСФСР Церковь была отделена от государства и школа — от Церкви и вышло постановление Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях, и 1919 год, когда были удалены икона и буквы надписи на фронтоне здания, иконы и утварь были переданы в церковь святого Георгия на Красной Горке, в помещении церкви был устроен читальный зал и на фронтоне здания сделали новую надпись «Наука — Трудящимся». Был и 1958 год, когда великая актриса русской сцены Александра Александровна Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр в здании церкви. И только 5 января 1991 года в здании церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил молебен с акафистом св. мученице Татиане.

С тех пор в храме в Татьянин День 25 января проходят богослужения, на которых присутствуют Патриарх Московский и всея Руси, руководство университета, представители Моссовета.

Здание возвращено церкви 5 января 1991 г Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил в храме молебен с акафистом св. мученице Татиане. С тех пор здесь в Татьянин день проходят богослужения.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:25 | Сообщение # 4
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №6

Хронику этого уголка Большой Никитской нам оставил Михаил Булгаков, облюбовавший соседнее здание Зоологического музея для рабочего места профессора Персикова из повести «Роковые яйца»: «В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3... 20-й год вышел ещё хуже 19-го... Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой, остановились на 11 с 1/4, и, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально 8 великолепных экземпляров квакшей, затем 15 обыкновенных жаб и, наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской...

Персиков оставшиеся 20 экземпляров квакш попробовал перевести на питание тараканами, но и тараканы куда-то провалились, показав своё злостное отношение к военному коммунизму...

Подобно тому, как амфибии оживают после долгой засухи, при первом обильном дожде, ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединённая американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы, 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах – 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей»…

Конечно, никакая совместная компания до улицы Герцена на самом деле не добралась, и жилищный вопрос, как позже было отмечено Воландом в «Мастере и Маргарите», на москвичей в лучшую сторону не повлиял. Но мечтать о крыше над головой никому не возбраняется, тем более что повесть сочинялась... на антресолях бывшей гимназии, ставшей советской школой, в доме 46 по улице Герцена, где директорствовала сестра Булгакова, приютившая ещё мало кому известного литератора вместе с его второй женой Белозерской в 1924 году.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся в основном за счет частных пожертвований: среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.

http://www.deol.ru/culture/museum/zoom/index.htm

http://zmmu.msu.ru



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:26 | Сообщение # 5
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №7/10

Первая подстанция метрополитена, арх. Д.Ф.Фридман, 1935 год - место упразднённого Никитского монастыря.

Никитский монастырь — женский монастырь в Москве в честь св. Никиты Мученика, существовавший в 1582—1929 годах и практически полностью уничтоженный в 1930-х годах при строительстве Никитской электроподстанции метро.

История монастыря

Средневековый период

Не позже 1534 года на месте будущего Никитского монастыря была построена церковь великомученика Никиты у Ямского двора с Введенским приделом. Храм был двухстолпный. [1] При разборке собора в 1930 году выяснилось, что храм был большей частью построен из итальянского кирпича.

При этой церкви в 1582 году боярином Никитой Романовым (дедом царя Михаила Фёдоровича) основан Никитский монастырь. После его основания проходившая рядом Волоцкая (или Новгородская) улица стала называться Большой Никитской; улица была частю дороги к Волоку Ламскому и Великому Новгороду, сформировавшейся в XIV-XVI веках.[2]

В 1682 году монастырь был опустошён пожаром, после чего пострадавшая церковь Никиты была основательно перестроена и расширена (например, заново возведён Введенский придел).

XVIII - начало XX века

В начале XVIII века в монастыре построена каменная колокольня. В 1750-х годах архитектором Д. В. Ухтомским сооружены корпуса келий. В 1764 году обитель зачислена в третий класс по штату.

В 1767 году к обители была приписана стоявшая неподалёку и бывшая прежде приходской Дмитриевская церковь. Первый деревянный храм в честь св. Димитрия Солунского, стоящий на этом месте, был выстроен в год основания монастыря (1582 год — год рождения царевича Димитрия, и, возможно, посвящение церкви вызвано этим событием). В 1629 году деревянный храм сгорел и в середине XVII столетия церковь была выстроена вновь в камне. В начале XVIII столетия было переделано завершение Дмитриевской церкви: её украсил новый шестиглавый барабан.

Никитский монастырь сильно пострадал в 1812 году: ценности обители были разграблены и выгорели все строения, кроме Дмитриевской церкви. Монастырь был предназначен к упразднению архиепископом Августином, однако восстановлен на частные пожертвования.

В 1833 году к Никитскому Собору пристроен придел Николая Чудотворца. В 1861 году на месте разобранной колокольни XVIII века архитектором М. Д. Быковским заложена новая колокольня с Церковью Воскресенья Словущего (освящена в июле 1868 года). В 1877 году возле ворот монастыря устроена часовня во имя великомученика Никиты. В 1894 году вновь освящена Церковь великомученика Дмитрия Солунского, стоявшая без службы в 1812—1894 годах.


Колокольня с церковью Воскресения Словущего в Никитском монастыре. Дореволюционное фото, 1882

До революции в монастыре хранилась священная реликвия — частица пальца Св. Никиты.

В 1904 году в деревне Катюшки Московской губернии устроен храм Серафима Саровского — подворье Никитского монастыря. При нём выстроена церковная школа на 50 детей. Женская Никито-Романовская церковно-приходская школа, а также монастырская богадельня были и при самом монастыре в Москве.


Вид на Никитский монастырь со стороны Никитского переулка. Дореволюционное фото


Церковь Дмитрия Солунского (XVII—XVIII века) и Церковь великомученика Никиты (1682) в Никитском монастыре. Дореволюционное фото

Упразднение и разрушение монастыря

Монастырь закрыт в 1920-х годах. Некоторое время после закрытия в его зданиях ещё жили монахини (под началом игуменьи Агнесы и казначеи сестры Серафимы[2]), а на колокольне бывшего монастыря регулярно звонил звонарь-виртуоз К. К. Сараджев. В 1929 году из архива монастыря были изъяты некоторые сохранившиеся документы, ценные в историческом отношении (ныне хранятся в Главархиве Москвы[3]), впрочем, основная часть монастырского архива была утрачена в 1920-е годы[4].

После закрытия здания бывшей обители переданы Московскому университету, а в 1930—1933 годах — разобраны. В 1935 году на месте бывшего монастыря построено здание Никитской электроподстанции (арх. Д. Ф. Фридман). Сохранились лишь небольшой фрагмент монастырской ограды и один корпус келий, занятый с 1990 года Центральным управлением рыбной экологии и нормативов.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:27 | Сообщение # 6
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №8

Доходный дом Е.И.Кузнецова, построен в 1810-1820-е гг А.Е.Рожанским

Дом №9

Несмотря на некоторую нелепость и несуразность архитектурных форм, этот угловой дом (Б. Никитская, 9) до многочисленных перестроек был красивейшим дворцом. Согласно архивам, его построил один из мастеров школы М. Ф. Казакова.

Здание построено в конце XVIII в., перестроено в начале XIX в. Здесь прошли детские годы известной русской театральной художницы и литератора В. М. Ходасевич.

К сожалению сейчас некоторые дома по Большой Никитской реставрируются и этот в том числе.

Дом №10

В конце XVIII в. возникает новый тип здания, редкий для этой эпохи – дома, построенные для сдачи внаём (дома купцов Заикиных, № 10).

Созданные не единовременно дома имеют отличную друг от друга декоративную обработку, хотя вся она выполнена при восстановлении владения после пожара 1812 г. и принадлежит ампирной стилистике.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:28 | Сообщение # 7
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №11

Усадьба Колычевых (1892 г.)

История усадьбы между Большой Никитской улицей, Средним и Малым Кисловским переулком прослеживается с 1710 годов. Тогда здесь, на красной линии улицы, стоял обычный деревянный дом на каменном фундаменте. Справа от дома располагался флигель, позади – хозяйственный корпус. Хозяева - Колычевы – род весьма древний, к которому, в частности, принадлежал святой митрополит Филипп, обличитель опричнины - на протяжении почти ста лет не менялись. В 1756 году, согласно исповедным ведомостям Никитского сорока, здесь жили обер-кригс-комиссар Федор Григорьевич Колычев, его жена Мария Ивановна, сыновья Федор, Николай и дочь Александра.


Фасад дома Колычевых из архитектурных альбомов М.Ф.Казакова.

В 1802 году вид усадьбы меняется: главный дом теперь трехэтажный, по бокам – два флигеля, въезд во владение устроен через арку между домом и правым флигелем. Усадьба выглядит столь достойно, что вносится в альбом партикулярных строений М.Ф. Казакова. А в 1809 году происходит смена хозяев (по некоторым данным у указанных владельцев не оказалось наследников). Сначала дом числится за сподвижником Александра Суворова Петром Григорьевичем Бордаковым, а затем переходит к племяннику Суворова – князю Андрею Ивановичу Горчакову. Старший брат его Алексей – известный военный и государственный деятель, оставил в истории весьма яркий след. И не сказать, что положительный. Многократно обвинялся Горчаков в хищениях и злоупотреблениях, однако всякий раз был оправдан. Лишь в 1815 году, когда очередная комиссия снова обнаружила хищения и злоупотребления, Горчаков был снят с поста военного министра, до которого к тому времени дослужился, и в 1817-м уволен в отставку.

Брат его – Андрей Иванович – талантливый полководец, оставался на службе до 1847 года. Как указывали современники, князь обладал столь феноменальной памятью, что до самой смерти являлся своего рода живой хроникой войн, в которых участвовал, и, к слову, ни разу не ошибся ни в одной дате.

В 1855 году в возрасте 76 лет Андрей Иванович скончался, и уже в 1856 году усадьба перешла к Московской Синодальной конторе Святейшего Правительствующего Синода. В главном доме разместили Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения, остальные помещения сдали внаем.


Здание Синодального училища 1890-1900г.

В начале 1890-х перепланировали главный дом и флигели. Поручили работу смотрителю за московским синодальным имуществом, архитектору Владимиру Дмитриевичу Шеру, двоюродному брату Ф.М. Достоевского. Перпендикулярно к главному дому Владимир Дмитриевич пристроил трехэтажный корпус с квартирами для директора и инспектора училища и концертно-репетиционным залом (ныне Рахманиновский зал консерватории). Считается, что акустические свойства зала повторяют свойства Успенского собора Кремля.

А в 1897 году Шер выстраивает по задней границе владения (Средний Кисловский переулок, 4, строение 2) вместо прежнего двухэтажного флигеля четырехэтажный дом с квартирами для преподавателей. Дом составляет с залом органичное целое, устроена даже возможность для преподавателей ходить на службу по переходу через второй этаж. На верхнем этаже располагается квартира директора училища, двери украшают псевдопортик и золоченые таблички (которые сохранялись даже в советское время), всего же в доме 13 квартир, расположенных вокруг четырехмаршевой лестницы, освещенной световым фонарем. Четыре на первом этаже, по три – на остальных. Комнаты объединены в анфиладу, кухня и подсобные помещения примыкают к черной лестнице, у кухонь даже сделаны окна, которые как раз и выходят на лестничную площадку.

Центральный объем дома, увенчанный фронтоном над шестиколонным коринфским портиком, прост и характерен для своего времени.

Однако совершенство пропорций, гармония центрального объема и боковых флигелей, объединенных с ним в единую композицию посредством перехода (слева) и проходной арки во двор (справа), обращенных к улице ионическими портиками, делают сооружение по-своему уникальным.

Усадьба Колычевых имеет два двора: проходной (вход в арку с Большой Никитской) и внутренний, обращённый к Кисловскому переулку (также имеет вход в подворотню из проходного).

Оба этих двора не являются выраженными "московскими двориками", не имеют внятного архитектурного образа и вполне могут подлежать некой трансформации. Однако в большой, непроходной двор выходит классический фасад дома Колычевых, а малый прекрасен своей так сказать неожиданностью. Большая, украшенная колоннами арка, обращённая на Никитскую, ведёт в странное прямоугольное пространство (как бы открытый тамбур), из которого через небольшой проём можно попасть в проходной двор, соединяющий улицу и переулок. Причем для этого надо сначала спуститься, а потом подняться по лесенкам, оснащённым деревянными перилами.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:29 | Сообщение # 8
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №12

Дом Меньшиковых

Ныне гостиница "Ассамблея Никитская". Здание отеля, состоящее из правого крыла и флигеля - памятника архитектуры Федерального значения «Дом князя С.А. Меньшикова – внука фаворита Петра 1», созданного великим русским архитектором М.Ф. Казаковым, построено вновь в 2007 году. Архитектура здания полностью воссоздана по архивным чертежам, размерам и видам утраченного шедевра.

Дом №13

Московская Консерватория (здание на реставрации)

Здание, использовавшееся для размещения Консерватории, было построено в 1770—1780-х годах, возможно, по проекту архит. В. И. Баженова для княгини Е. Р. Дашковой. На улицу здание выходило боковыми флигелями, не связанными с главным объемом. В композиции главного двухэтажного дома внимание привлекала полуротонда, окруженная колоннадой в центре фасада.


Консерватория 1870-1879 г.



В 1894 г. это здание было почти полностью разобрано для сооружения нового, в состав которого вошли фасадная стена прежнего дома с ее характерной полуротондой и стены правого флигеля, соединенного в новой композиции с главным домом без разрывов (1894—1901 гг., архит. В. П. Загорский).


Консерватория до перестройки. 1894г.


Консерватория 1901-1903 г.

Новое здание строилось и оборудовалось на пожертвования музыкальной общественности и богатых промышленников — меломанов. В новом здании стало возможно не только слушать концерты в Большом и Малом залах, но и проводить учебные занятия. В 1912 г. здесь открылся первый музыкальный музей им. Н. Рубинштейна.


Консерватория 1920-1928 г.

Консерватория 1920-1929г.

Проект здания выполнен в классических формах. Особенно эффектен вестибюль в стиле греческой дорики. Акустика Большого зала великолепного качества благодаря системе пустотелых керамических емкостей, вмонтированных в свод.

В 1954 г. перед зданием установлен памятник П. И. Чайковскому (скульпт. В. Мухина и др.), фигура которого размещена на фоне металлической решетки с нотными записями отрывков из его наиболее известных творений. В 1957 г. правый корпус перестроен для учебных целей; здесь также размещен «Белый» концертный зал.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:29 | Сообщение # 9
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №14

В первой половине XVIII века построен дом А. Р. и Я. В. Брюсов; одноэтажные каменные палаты в 1770-х гг. достроены двумя этажами. Усадьба находилась во владении Брюсов почти сто лет, и за это время за переулком, на пересечении с которым стоит дом, закрепилось название Брюсов.

Яков Вилимович Брюс — российский государственный деятель, военный и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I, представитель знатного шотландского рода Брюсов, младший брат Романа Вилимовича Брюса, первого обер-коменданта Санкт-Петербурга.

Участвовал в Крымских (1687, 1689) и в Азовских (1695, 1696) походах Петра I, участвовал в становлении русской артиллерии во время Северной войны, за командование русской артиллерией в Полтавской битве 1709 года был удостоен ордена Андрея Первозванного. В 1721 году Брюс получил титул графа Российской Империи. Генерал-фельдмаршал (1726). В том же году подал в отставку и целиком посвятил себя науке.

Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, и владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов, почти исключительно научно-технического и справочного содержания. В 1696 году им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии». А в 1702 году открыл первую в России обсерваторию при Навигацкой школе в Москве.

Яков свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьёзных вещей» был единственным в своём роде в России и после смерти Брюса влился в кунсткамеру Академии наук.

Участвовал в закладке Санкт-Петербурга 16 мая 1703 г.
Является автором зодиакальной радиально-кольцевой планировки Москвы.

В 1880-х годах в одном из флигелей Брюсова дома на Большой Никитской ул. некоторое время в меблированных комнатах жили художники И.И. Левитан и Н.П. Чехов. Сюда заходил к ним А.П. Чехов, описавший, вероятно, это скромное жилище как квартиру Ярцева на Большой Никитской в повести “Три года”.

Дом №15

В советское время в доме № 15 в 1919-1921 годах был магазин Московской трудовой артели художников слова, в котором работал ряд поэтов, в том числе Сергей Есенин.

Одноэтажное здание с антресолями и подвалом. Фасад, обращенный к улице, состоял из пяти типовых ячеек — между вертикальными столбами размещались огромные эркероподобные окна и дверь (без изменений до настоящего времени дошли две правые ячейки).
Предельная простота и функциональная обусловленность сооружения — веяния зарождающейся эстетики функционализма (1912 г., архит. В. И. Дзевульский)



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:31 | Сообщение # 10
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №16

"Палаты Г.Арасланова, XVII век"

Дом №17

Палаты Головкиных (Мещёрских)

Их прямоугольный объем также делился продольной стеной на две параллельных анфилады с отдельными деревянными крыльцами, выходящими на передний и задний дворы. Декор фасадов также подчеркивает внутреннее устройство дома: наиболее нарядно оформлены окна угловой парадной палаты, а наличники заднего фасада отличаются более простым рисунком фронтонов. То же и с порталами, выходившими на несохранившиеся крыльца – портал мужской половины завершен килевидным фронтоном, женской – треугольным.

Вот фото Головкиных-Мещёрских перед сносом

Это здание построили после сноса

А этот дом тоже под номером 17, но про него никакой инфы я не нашла.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:32 | Сообщение # 11
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №18

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм был построен в 1584 году в честь венчания на царство царя Федора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в Москву царь Иван Грозный.

Вначале храм, как водится, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 году. Затем, опять же, как водится, горел и перестраивался.


Малое Вознесение, 1881 г.


Малое Вознесение 1955 г.


Малое Вознесение 1982 г.

Среди посадских церквей Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север - юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в.

На протяжении XVII-XIX в. в. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 году была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюженских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями.

В 1737-1739 г. г. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 году 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и "ушастые" наличники с изящными лепными замками в перемычках.

К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в.

Очень интересны барельефы на фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский переулок. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящен придел церкви, единственный в Москве. Прокопий, живший в XIII веке, прославился пророчествами и по преданию спас своими молитвами Устюг от каменного града. На барельефе он изображен с кочергами в руках. Если предсказатель нес их концами вверх - это означало хороший урожай, если концами вниз, то урожая не будет.

С храмом Малое Вознесение связана память о выдающейся россиянке графине Екатерине Романовне Дашковой, возглавлявшей две российские академии. В приходе церкви находились ее московские владения и построенный по ее плану дом, некоторые черты которого еще сохраняет фасад Большого зала Московской консерватории. В этом храме ее отпевали и отсюда повезли хоронить в любимую подмосковную усадьбу близ села Троицкое.

После того как в XIX веке у Никитских ворот построили новый храм в честь Вознесения Господня, который стали называть Большое Вознесение, храм поменьше на углу с Вознесенским переулком окрестили Малое Вознесение. По библейскому преданию воскресший Христос провел на земле 40 дней. В эти дни он являлся перед своими учениками, а на сороковой день повел их на Масличную гору. Благословив и напутствовав своих спутников: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" Иисус стал отдаляться от них, возносясь на небо.

Праздник Вознесения Господня отмечается в четверг шестой недели Пасхи. Согласно учению церкви, в этот день заканчиваются свидания грешников, пребывающих в аду, с праведниками. В этот день хозяйки пекли большие продолговатые пироги, поверх которых выкладывались из теста перекладины- лесенки, как символ восхождения на небо. Ели пироги перекрестясь и бережно, чтобы не сломать. Считалось, кто лесенку сломает, тот в рай не попадет.

Церковь была закрыта 1937-1992 г. г. Реставрирована 1990-1992 г. г. Сохранилась ограда начала XX в.

Если кому-то интересно почитать более подробно - http://mvoznesenie.ru/index.p....temid=6


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:33 | Сообщение # 12
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №19

Театр Маяковского

В 1759-1761 годах в доме, где сейчас находится «Геликон-Опера», жила Настасья Михайловна Дашкова, которая часто устраивала домашние концерты. На этих концертах пела ее невестка - Екатерина Романовна Дашкова.

С середины XVIII века здание принадлежало старинному роду Стрешневых. В 1885-1887 годах антрепренер и актер Георг Парадиз арендовал этот дом у последней представительницы этой фамилии княгини Шаховской-Глебовой — Стрешневой для своей опереточной труппы и решил перестроить его для театра. За его перестройку в русском стиле взялись архитекторы Кольбе Ф.Н., К. В. Терский и молодой Ф. О. Шехтель. Постоянной труппы театр не имел, и сдавался в аренду разным антрепренерам: не случайно он долгое время назывался Интернациональным. Здесь выступали многие выдающиеся актеры: Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт.


Театр «Парадиз», 1890 г.

1 мая 1899 года в театре состоялся закрытый спектакль — «Чайка» Чехова, на котором присутствовал один единственный зритель — автор. Тяжело больной писатель не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру и попросил труппу повторить спектакль для него.

Осенью 1920 года здесь открылся руководимый В. Э. Мейерхольдом Театр революционной сатиры, преобразованный в 1922 году в Театр Революции. В 1943 году он был объединен с Московским театром драмы, а в феврале 1954-го ему присвоили имя Маяковского.

Историю создания театра Театр «Геликон-опера» и историю здания можно прочитать - http://www.helikon.ru/tree/?lang=rus&id=9 (сейчас часть здания находится на реставрации и, к сожалению, перекрыт вход во двор).

В 1886 году княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева переделала родовой дом XVIII века по проекту двух архитекторов. Федор Кольбе перестроил уличный фасад, а Константин Терский - двор и дворовый фасад. Уличный стал образцом европейской эклектики, а двор - замечательным примером псевдорусской стилизации. Терский стилистически объединил дворовый фасад усадебного дома с подковой служебных строений конца XVIII века. Поскольку главный дом выходит на линию улицы, двор следует считать парадным. Хозяйственным был второй, дальний двор, куда из первого ведут ворота с “крепостной” башней над ними. Со двора к дому пристроено парадное крыльцо в формах XVII века - со столбами-”бочками”, висячей “гирькой” и шатром. Для хозяев это узорочье было памятью о времени возвышения рода: царь Михаил Федорович взял жену из Стрешневых. Словом, возник не просто двор, а образ, один из самых ярких на Большой Никитской.

В советские годы усадьбу занимал Дом медработника



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:35 | Сообщение # 13
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №20

А вот интересный домик, он появился в конце 19 века, на месте каменной будки полицейского, и там располагался магазин цветов, как видите и сейчас более чем 100 лет спустя тут торгуют цветами...

Сейчас этот дом принадлежит Храму Малое Вознесение. Здесь, по соседству с цветочным магазином, находится дом причта, трапезная, воскресная школа.

Дом №21

Городская усадьба (Е.И.Маркова), 1823 - 1875 гг.

Сейчас на реставрации.


Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:37 | Сообщение # 14
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №22

Этот многоэтажный дом был построен в 1905 году по проекту архитектора С. Треймана. Плоский фасад здания зодчий попытался оживить с помощью лепных вставок.

Стоит отметить, что этот дом является ценным объектом культурного наследия регионального значения. В 1905 году здесь помещалась редакция большевистской газеты «Вперед».

В 1909 году здесь находилось издательство «Звено», куда была передана для подготовки к печати рукопись В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".

После революции 1917 года здесь находилась Книжная лавка писателей, основанная М. А. Осоргиным, Н. А. Бердяевым, Б. К. Зайцевым, В. Ф. Ходасевичем и др.

В квартире №65 во время Великой Отечественной войны у писателя Е. А. Пермяка жил писатель П. П. Бажов.

Дом №23/9

Дом построен около 1820 года. В 1824 году переходит к отцу поэта Н. П. Огарёва. В 1826-1833 годах здесь проходили встречи поэта с А. И. Герценом, собрания студенческого кружка. В 1883 году надстроен третий этаж, фасад украшен лепниной. В здании разместился торгово-промышленный музей, просуществовавший до 1903 года. В 1913 году второй этаж переоборудован в один из первых кинотеатров - "Унион".


На фасаде - горельеф в память событий 1917 года, когда площадь стала ареной кровопролитных боев между красногвардейскими отрядами, с одной стороны, и юнкерами Александровского военного училища, с другой. С 1939 году здесь размещался "Кинотеатр повторного фильма", который специализировался на старых фильмах, а также на зарубежных фильмах, у которых заканчивался лицензионный срок проката в СССР. Кинотеатр пользовался большой популярностью у москвичей. В здании на первом этаже находилась фотостудия. В 1999 году дом был отдан театру "У Никитских Ворот" под управлением Марка Розовского.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
MarNicaДата: Воскресенье, 24.04.2011, 18:37 | Сообщение # 15
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
Награды: 131
Дом №24

Доходный дом Я.Н.Обухова, выстроен в 1906 году архитектором А.Н. Нилусом.

Корпус слева - один из первых крупных доходных домов Москвы. Он стоит здесь с 1841 года. Внутри примечательна особо крутая чугунная лестница. В 1877 году, когда дом принадлежал П. Н. Батюшкову (брату известного поэта), здесь снимал квартиру только что женившийся П. И. Чайковкий. Выбор жилья, по всей видимости, определила близость к месту службы композитора – напротив расположена Консерватория.

В начале 1850-х гг. здесь жил армянский писатель, революционный деятель Микаэл Налбандян, а в 1880 г.- социолог профессор М. М. Ковалевский, физик А. П. Соколов.

В 1905 году тут помещалась редакция большевистской легальной газеты «Вперед» (М. И. Васильев-Южин, И. Ф. Дубровинский, Е. М. Ярославский. М. А. Сильвин. В. Л. Шанцер). Здесь принимали подписку и распределяли газету по районам.


1905-1906 гг.

Корпус справа также таит в себе много интересного. Его нижние этажи, украшенные пилястровым портиком с фронтоном, сложены в 1790-х гг. Домом владел полковник Ринкевич, а позже - страстный театрал генерал П. А. Поздняков, устроивший здесь крепостной театр, о котором есть упоминание в «Горе от ума». Вступив в Москву, Наполеон открыл в доме Позднякова французский театр.

Вероятно, у следующего владельца, князя Н. Б. Юсупова, бывал А. С. Пушкин.

Корпуса во дворе: (1821, 1902, арх. С. Кучинский, детский сад). В XVI в. на этом участке находился Введенский монастырь, упраздненный после Смутного времени. Оставшаяся Введенская церковь простояла до 1936 года.

На «аэродроме» – балконе второго этажа – расписные птичьи домики. Хозяин этого птичьего оазиса – ярый, хоть и на пенсии, голубятник Николай Федорович Горбунов.

Птиц он разводить не собирался, пока они, птицы, сами его не нашли. В дом на Большой Никитской Горбуновы переехали в 77-м году. Тогда Николай Федорович работал на плодово-овощной базе на Хорошевке — там же и птиц держал. А голубятня на балконе появилась после того, как в квартиру прилетел белый голубь. Залетел в комнату — да так и остался. Когда повзрослел — начал ворковать, ему подобрали пару. Так на балконе и появилась большая семья венгерских голубей.

Птиц Горбуновы не запирают. Такой способ содержания называют "вольницей" — у каждой голубиной пары есть свой домик и свои жердочки, птицы в любой момент могут улететь. Каждую Николай Федорович знает практически "в лицо", может определить своего даже среди 10 одинаковых птиц: "У них головки разные: у кого-то шире мордашка, у кого-то взгляд особенный. Вот у меня есть любимец — Красавец, его сразу можно от других отличить: настоящий вожак стаи, всех гоняет, наводит порядок".

Разводимые им венгерские линоры к городской среде вполне адаптированы: по мостовой не гуляют, маневренны, знают дом. Их вместе с хозяином часто приглашают на свадьбы – жених с невестой выпускают голубей на счастье. Особенно удобно, когда венчаются в Храме Святой Татианы – дом в двух шагах.



Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
 
  • Страница 1 из 11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 10
  • 11
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024