Прогулка по Москве
| |
MarNica | Дата: Понедельник, 10.10.2011, 00:18 | Сообщение # 121 |
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
| Аллею "Березовая перспектива" за Средним дворцом (Оперным домом) завершают Фигурные ворота. Они построены В.И. Баженовым в 1777- 1778 годах и отмечают условную границу между дворцовой и парковой частями царицынского ансамбля. Название сооружения связано с его затейливыми формами и декором. С давних времен Фигурные ворота называют еще "Виноградными" из-за изысканного белокаменного узора внутри стрельчатой арки, слегка похожего по очертаниям на виноградную гроздь. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров – ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов. Фигурные ворота истинный символ творчества Баженова, считавшего архитектуру высоким искусством, а не просто строительным ремеслом ради житейских нужд. Подобно Фигурному мосту, это сооружение напоминает триумфальную арку. С первого взгляда ясно, что оно предназначалось прежде всего для любований своей красотой на фоне парковых кущ и соседских дворцовых зданий. Это , без преувеличения, вдохновенный лирический стих из красного кирпича и белого камня! 1946 г.
1975 г.
1978 г.
1983 г.
ныне
летом
Фигурный мост. Он строился В.И. Баженовым в 1776-1778 годах и должен служить парадной аркой при въезде в царскую резиденцию со стороны прудов. Этим сооружением торжественно начинался или заканчивался новый "Царицынский проспект", который императрица повелела проложить от Царицына до села Коломенского ( по его исторической трассе пролегают теперь Луганская улица, Пролетарский проспект и проспект Андропова). Фигурный мост выглядит мощным оборонительным сооружением на границе какого-то средневекового западноевропейского города или рыцарского замка. Вполне вписался бы он и в крепостные стены знаменитых древнерусских кремлей. Разнообразные по формам проемы на его стенах кажутся грозными бойницами. Для полного сходства с неприступным бастионом не хватает разве что увесистых двустворчатых ворот да суровых стражников у калитки. Для караульных постов, возможно и предназначены две таинственные ниши-комнатки по бокам широкой проездной арки моста. Название "Фигурный мост" принадлежит самому В.И. Баженову и указывает на изощренный декор этого сооружения из красного кирпича и белого камня. По верху мост выглядит нарядной галереей, входы в которую торжественно оформляют парные полубашни с нишами. Трудно даже перечислить все оригинальные украшения Фигурного моста. Тут и зубцы "ласточкин хвост" (как на стенах Московского Кремля), и разные колонки, и пирамидки – обелиски, и множество прочих резных "фигур". Достаточно уже одной этой постройки, чтобы отнести дворцовый ансамбль Баженова в Царицыне к шедеврам русского зодчества XVIII века. 1900-1910 гг.
1900-1915гг
1903г.
1904-1906гг
1928г.
1996г.
сейчас
Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
|
|
| |
MarNica | Дата: Понедельник, 10.10.2011, 00:19 | Сообщение # 122 |
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
| По правую руку от Фигурного моста и "Березовой перспективы" притягивает взоры храм Иконы Божией Матери Живоносный Источник. Это, в своей основе, старейшая из построек царицынского ансамбля. Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, но зато каменной постройкой. Его сын князь М.Д. Кантемир возвел в 1759-1765 годах ныне существующее здание, северный придел которого посвятил (в память отца) святому великомученику Дмитрию Солунскому. В 1883-1885 годах была расширена трапезная церкви, сооружен южный придел в честь Иконы Казанской Божией Матери и на один ярус возвышена колокольня. Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия и в целом довольно заурядна. Странно даже, почему Екатерина Вторая вместе с Потемкиным не вознамерилась строить новый, более представительный храм в том же «готическом вкусе», что и весь дворцовый ансамбль. Но зато эта скромная церковь служит теперь памятником кантемировской эпохи в истории Царицына. Среди храмов России царицынская церковь выделяется своим довольно редким посвящением Иконе Божией Матери Живоносный Источник. Этот древний образ почитается за многие чудотворства, в том числе и содействие чаяниям женщин зачать ребенка. Иконой Божией Матери Живоносный Источник особо вдохновлялась, видимо, царевна Софья, сестра царя Петра Первого, в пору ее увлечения в 1680-х годах князем В.В. Голицыным. Рождение сына, помимо прочего, могло помочь ей в жестокой борьбе за царский престол. В честь именно этой иконы Софья строила камены храм на Воробьевых горах, а ее фаворит В.В. Голицын – деревянную церковь в своей усадьбе Черная Грязь (будущем Царицыне). На появление потомства, очевидно, надеялся и бездетный князь М.Д. Кантемир, когда затевал в 1760-х годах строительство ныне существующего здания храма… В 1930-х годах царицынская церковь была закрыта и приспосабливалась потом под разные нужды. В 1990 году началась ее реставрация, а 6 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй торжественно освятил возрожденный храм для новых богослужений. 1900-1917гг
сейчас
Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
|
|
| |
MarNica | Дата: Понедельник, 10.10.2011, 00:19 | Сообщение # 123 |
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
| Первый Кавалерский корпус (1784–1785) соседствует со Вторым, но придуман В. И. Баженовым совершенно иначе. В плане это квадрат с трапециевидным вырезом того угла, который обращен к центру ансамбля и оформлен нарядным портиком с двумя парами колонн. О функциональном назначении маленького трехкомнатного здания даже догадываться трудно. Но это и не столь важно - все три Кавалерских корпуса напоминают внешне гигантские ювелирные безделушки (вроде популярных в XVIII веке табакерок) из белокаменной филиграни, залитой эмалью краснокирпичной кладки. Эти игривые постройки кажутся созданными не для житейского использования, а для любования художественными изысками их форм и украшений. Поражает, что все без исключения постройки зодчий сочинял с не меньшей фантазией, чем царские дворцы. В баженовском Царицыне нет «главных» и «второстепенных» сооружений. Это «ансамбль солистов», партнерствующих и одновременно соперничающих друг с другом в привлечении зрительского внимания к своей красоте. Своё современное название здание получило в 1920-х гг. от несохранившегося Большого Кавалерского корпуса. Первый Кавалерский корпус был сильно повреждён перестройками последней трети XIX и XX века, когда он сдавался в аренду под дачи, был занят под музыкальную школу и использовался как административное здание. В 1932 в нём разместился исполком Ленинского района Московской области, позднее оно было ещё раз перестроено для музыкального училища. В 1992–1995 проведено восстановление здания. 1900-1917гг (слева — Второй кавалерский корпус, справа — Первый кавалерский корпус)
1980-1990 гг.
Второй Кавалерский корпус (Восьмигранник) - одноэтажный павильон, построенный В.И. Баженовым в 1784–1785 гг. Он располагается между усадебной церковью во имя иконы Божией Матери Живоносный источник и Первым Кавалерским корпусом, расположенных по краю оврага. Сам Баженов, по некоторым его документам, отводил здание для «официантов». Таких слуг в царском обиходе требовалось немало, а приближенные к столу самой Екатерины Второй состояли в офицерских чинах. «Восьмигранник» стал бы их «общежитием» во время пребывания в Царицыне императрицы и придворной свиты. Понятно тогда, почему это здание зодчий разместил напротив царских дворцов и Кавалерского корпуса. Отсюда «официанты» могли быстро сновать по всем апартаментам императорской резиденции, где требовались. Невостребованное в течение двух столетий, здание разрушалось, и к середине XX в. в нём сохранились лишь внешние стены с полуразрушенными оконными и дверными проёмами. Восстановлено в 1994 г. 1970-1975гг.
У меня они все время вместе получаются...
Рядом с «Березовой перспективой» и мостом через Большой овраг располагается так называемый Третий Кавалерский корпус. Он строился в 1776 – 1779 годах и выглядит менее «дворцово», чем, например, Малый дворец. Но назначение его таинственно. В чертежи только этой постройки Екатерина Вторая вносила собственноручные правки, а значит, придавала ей какое-то особое значение. Не исключено, что царица применила бы ее для собственных надобностей. В этом здании могла бы разместиться, например, «мыльня» (баня) для самой императрицы, а негласно и для Г. А. Потемкина. Оба они любили банные ритуалы, а продолжительное общение в «мыльнях», по историческим свидетельствам, способствовало началу их любовного романа в 1774 году. Памятливая и хитроумная Екатерина могла потом надеяться, что сооружение роскошной «мыльни» в Царицыне поможет укреплению ее тайного союза с «другом сердешным»… В течение XIX в. здание неоднократно меняло своё название в соответствии с использованием его поочерёдно как трактира, гостиницы, дачи И. Ю. Давидова. В 1927-1937 в нём был размещён Царицынский историко- художественный и краеведческий музей, затем кинотеатр и Дом культуры. В 1999-2003 годах Третий Кавалерский корпус был реконструирован. 1980-1985гг
Мост через Большой овраг возводился В.И. Баженовым в 1784 – 1785 годах. Он должен был связать дворцовую часть императорской резиденции с конюшнями, которые зодчий намеревался строить за оврагом. Баженов не успел полностью завершить это свое сооружение. Парапет с декоративными столбиками доделали только в 1808 году. Из сохранившихся образцов русского мостового строительства XVIII века мост через Большой овраг в Царицыне - самый выдающийся и по величине, и по художественным достоинствам. Он излучает поистине царское величие. «Акедюк имеет вид огромный и великолепный и достоин памяти потомству Вашего Величества», - докладывал в 1784 году Екатерине Второй московский генерал-губернатор граф А.Я. Брюс. Это монументальное сооружение сопоставимо с лучшими из подобных творений мировой архитектуры. Вспоминаются знаменитые водопроводы (акведуки) Древнего Рима, мосты средневековых западноевропейских замков и итальянских городов эпохи Возрождения. Центральная часть стен Большого моста с тремя большими стрельчатыми арками, пучками полуокон и ажурными проемами-розеттами напоминает даже фасады старинных католических соборов. Баженовская архитектура увлекает ассоциациями… 1904-1905гг
1904-1910гг
1910 г.
1996-2000 гг
сейчас
Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
|
|
| |
MarNica | Дата: Понедельник, 10.10.2011, 00:20 | Сообщение # 124 |
"ГЛАВНАЯ БАБА-ЯГА"
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 3781
Репутация: 40 []
Статус: Никого нет дома
Город: Москва
| В сентябре 2007 года реставрационные работы по восстановлению Царицына были завершены. Но т. к. дворец ни в варианте Баженова, ни в варианте Казакова не был закончен, то ни о каких исторических и художественных сходствах речи быть не может. Никаких чертежей и рисунков не сохранилось. Поэтому то, что мы видим сейчас, всё придумано нашими современниками. К огромному сожалению, ни историки, ни культурологи не были приглашены на восстановительные работы. Проводившее работы архитектурное бюро пыталось воспроизвести екатерининский стиль, но получились какие-то "воспоминания на тему...". В Большом зале, который называется Екатерининским, стоит статуя Екатерины II скульптора Александра Опекушина. Выполнена она в полтора человеческих роста (260 см) из каррарского мрамора. История статуи весьма любопытна. Опекушинскую Катерину, с 1895 года украшавшую зал Городской думы, после революции хотели распилить на куски и изготовить из них сорок (!) бюстов Карла Маркса. И немудрено, ведь Гордума превратилась в Музей вождя пролетариата! Совершенно фантастическим образом скульптура избежала участи других опекушинских творений в честь фамильного древа Романовых: созданный им для Кремля памятник императору Александру II, поставленный около храма Христа Спасителя монумент Александру III были уничтожены в 1918--1919 годах. За Екатерину Великую вступился отличный скульптор Сергей Меркуров. Пользуясь высокой должностью директора ГМИИ, Меркуров предотвратил акт вандализма, спрятал статую и хранил какое-то время у себя в мастерской. А в 1952 году отправил в Картинную галерею Армении, где «мраморная бабушка» и пребывала полвека. В 2003 году самолетом МЧС ее перевезли в Москву. Долго и тщательно реставрировали. Вернули утраченную корону и выбитый из рук скипетр. А теперь вот представили на суд публики и торжественно передали Москве. Здесь же, в Золотом зале, напротив статуи висит "портрет" Екатерины, внешне несколько смахивающий на портрет Батуриной (жена действующего в то время мэра Москвы). Но, кроме этого, на картине множество других расхождений с исторической действительностью (гвардейская лента на левом плече, Кремль побелен изнутри, здания, которые были построены после смерти царицы и т. д.). Судите сами
Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает!
|
|
| | |
flower | Дата: Понедельник, 10.10.2011, 08:33 | Сообщение # 126 |
ЭТО МОЙ ДОМ
Группа: АДМИНИСТРАТОР
Сообщений: 43605
Репутация: 465 []
Статус: Никого нет дома
Город: Киев
| такие интересные фотки, там где сравнение до и после!
|
|
| |
homa | Дата: Понедельник, 10.10.2011, 13:20 | Сообщение # 127 |
ЗВЕЗДА ФОРУМА)
Группа: СВОЙ ЧЕЛОВЕК
Сообщений: 2081
Репутация: 62 []
Статус: Никого нет дома
Город: Minsk
| MarNica, Quote (MarNica) не всё так сладко...
Конечно, не всЁ, и все-таки... Глядя на фото полуразвалившихся зданий,а потом на их же фото, но уже отреставрированные, хочется произнести всем известную фразу:"Лед тронулся, господа присяжные заседатели"
Мариш, спасибо за экскурс в прошлое и настоящее. Фото изумительные! Рассказ - увлекательный! Низкий поклон тебе, не скажу, за что - ты и сама знаешь!!!!!!!
|
|
| | | | | | | | | |
Copyright MyCorp © 2024
|
|